Обучение - Стоматология Белгорода

Go to content

Main menu:

Обучение

Наука

“Видеть - воспроизводить - применять” возможная основа конструирования инновационной системы процесса научения, применяемая репрезентативно, как товарная марка БелГУ.

Активное проникновение высшей школы в сферу материального производства является одной из движущих сил научно-технического прогресса. Вузы экономически развитых государств занимают первые места в мировом рейтинге, а полученное в них образование считается престижным и востребованным в мире, поскольку оно обеспечивает потребности политического и экономического развития.
Абитуриент сегодня, как правило, ориентируется на виртуальный образ качественного и престижного образования, который целенаправленно формируется, прежде всего, с помощью средств массовой информации при кураторстве соответствующих заинтересованных структур.
Качество образования во многом фиксируется как сложившийся товарный знак высшего учебного заведения. Так создается облик заведомо слабого высшего учебного заведения (или заведомо хорошего) без учета реального качества подготовки студентов.
Сегодня, в экономике, производство вещи не является технологической проблемой, так и в образовании, каждый вуз может пригласить на работу известных ученых, и обеспечить высокий уровень обучения. Однако, если вуз обеспечивает высокое качество учебного процесса, но не имеет сложившегося товарного знака, то в восприятии потребителей он будет выглядеть гораздо хуже вузов, товарные знаки которых уже сложились.
Это означает, что в условиях массового производства и массового потребления в качестве товара выступает, прежде всего, товарный знак. Не реальные свойства товара обусловливают его социальный статус, а именно сам знак. Потребление при этом определяется рекламой, создающей образ товара, в качестве которого выступают образовательные услуги. В этом смысле необходима политически грамотная системная рекламная кампания.
Одно из приоритетных направлений развития образования - его ориентация на потребности рынка, на рентабельное вложение средств в обучение, которое позволит овладеть технологиями, обеспечивающими максимальную экономическую отдачу. В связи с этим актуально создание так называемых “корпоративных университетов”. Функционирование подобных учебных заведений позволяет в стенах вуза открыть лаборатории, реализующие в себе производственный комплекс, оптимальный для конкретных видов деятельности. Аналитики, изучающие динамику мировой экономики, отмечают значительный вклад “корпоративных университетов”  работающих в высокотехнологичных компаниях “Майкрософт”, “Форд” и других.
В СССР подобные функциональные образования развивались в кооперации с предприятиями военно-промышленного комплекса, где разрабатывались и применялись самые высокие технологии.
В целом данная модель не нова. В средние века высокотехнологичный производственный процесс внедрялся, охранялся от тиражирования и передавался ремесленником (разработчиком) кругу избранных лиц. Технологии были настолько тонкие, что восстановить их подлинно не удаётся и до настоящего времени: лаки для покрытия скрипок Страдивари, некоторые виды стали и т.п. Подмастерье, освоив применяемую технологию, изготавливал шедевр и только после этого становился полноправным членом цехового сообщества.
Логично подчеркнуть, что с тех самых пор только успешное применение усвоенной в процессе обучения и работы технологии даёт специалисту признание. Следовательно: “применение” и только “применение” является целью “обучения”. Ориентированный на применение набор освоенных компетенций в контексте социально-экономической ситуации способствует повышению конкурентоспособности выпускников и, в итоге, служит улучшению экономической ситуации в стране.
Поскольку, удельный вес времени, отводимого в вузах на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, то повышение эффективности самостоятельной работы, в конечном итоге, будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста. Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов по овладению специальными знаниями заключается в наблюдении, прочтении и воспроизведении информации.


В процессе освоения алгоритма получения высокотехнологического продукта основным критерием, успешно проведённой самостоятельной работы является воспроизведение: воссоздание точных копий прочитанного, в уме и или устно. Иными словами для получения высокотехнологического продукта Х студент, прочитав соответствующую теоретическую составляющую, должен уметь воспроизвести алгоритм указанных действий, применение которых приведёт к получению высокотехнологического продукта Х. В случае, если студент представляет теоретическую составляющую, не воспроизводя её точно, а излагая в соответствии со своим пониманием, допуская минимальные неточности, то высокотехнологичный продукт Х получен не будет. Результатом его действования в этом случае предстанет, какой-то иной продукт, не отвечающий поставленной задаче. То есть человек может длительное время проводить с книгой, различать буквы, воспринимать информацию и т.п., но критерием отличающим чтение от всех иных действий с книгой, (картой, схемой) является воспроизведение - возможность предоставить точную копию прочитанного. Следовательно, “воспроизведение” является критерием качества выполнения самостоятельной работы, отличающим действование “читать” от “смотреть” или  “ознакомиться”.
С.И. Ожегов даёт дефиницию смотреть: «Направлять взгляд, чтобы увидеть». Смыслоопределяющим в данной сентенции, безусловно, является «увидеть». С принятием университетом инновационного вектора развития особое значение приобретает инновационная культура. Умение «увидеть» возрастает по мере перехода от индустриального общества к обществу знаний, и это связано с природой самого знания как такового. В этих условиях нужна не просто хорошая работа с новшествами, но, в первую очередь, оценка их значимости и последствий использования.
Разработанный методико-технологический подход организации образовательного процесса, основанный на исключении трактуемых вольно «смотреть, читать, учить» с заменой на жёстко регламентированные «видеть, воспроизводить, применять» позволит достичь нового качества образования. На его основе возможно изменение мотивации студентов (абитуриентов, педагогов) в отношении процесса научения в частности, и к университету в целом. Интенсивность искомых изменений, на наш взгляд, зависит от количества и качества репрезентаций в пределах семантического пространства, сконструированного на основе предложенного логического ряда.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ и экспериментально проверить влияние семантического пространства, на повышение профессиональной конкурентоспособности лиц заработавших диплом БелГУ, путём организации их самостоятельной работы в рамках разработанной схематизированной модели научения.
Материалы и методы.
В исследовании приняли участие студенты стоматологического факультета в количестве 104 человек. Распределение студентов в соответствии со стадией обучения приведено в таблице 1.
Для достижения поставленной цели был разработан опросный лист.

Студентам предлагалось дать дефиниции трём составляющим учебного процесса: «смотреть, читать, учить» и определить проблемы настоящего и будущего времени. Анкета составлена из двух идентичных частей.

 

На первую часть анкеты студенты давали «моментальные ответы». Вторая часть анкеты, предложенная к заполнению дома, явилась показателем научно-изыскательского подхода студента  достоверно указывая на наличие предрасположенности и интереса студента к научно-исследовательской деятельности. Личность, наделённая  подобными качествами, обратившись к первоисточнику, сверила бы своё понимание и толкование номенклатуры с официально установленной. Имея в виду то, что мы являемся гражданами и исполняем Конституцию РФ, государственным языком в которой указан русский, перечисленное определяет первоисточником толковый словарь С.И. Ожегова. Анкетирование носило добровольный характер. Ни одна из частей анкеты, в случае согласия студентом её заполнения, не считалась обязательной.

Таблица 1. Распределение студентов в соответствии с объёмом освоенных теоретических и мануальных навыков.

 
 

Объём освоенных теоретических и мануальных навыков.

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Количество респондентов

27

26

21

30

 

В таблице 2 приведены дефиниции данные студентами при попытке истолковать глагол научения «смотреть». Из массива было выделено три группы:группа в дефиниции, согласно С.И. Ожегову, присутствует «видеть»; 2 группа: присутствуют «воспринимать, акцентировать» и т.п.; 3 группа - включила в себя абстракционизмы: «божий дар, созерцать» и т.п. Таблица 3 составлена на основе отсроченных ответов.

 



 

Выводы:



Толкование слов, обуславливающих учебный процесс, студентами стоматологического отделения отлично от рекомендованных словарём С.И.Ожегова.
Учащиеся вне стен университета, толкуя предложенные слова, не сомневались в своей компетентности, обращались к словарю С.И.Ожегова крайне редко. Целесообразно изменение методики преподавания: от «учебное пособие + практика», к «словарь + учебное пособие + практика».
Студенты при моментальном толковании, назвали проблему трудоустройства значимой в 26 % ответах, но осознают, что обучаются для применения освоенных алгоритмов в 1.3 %. В отсроченном толковании 33 % и 9 % соответственно.
Из указавших, проблему настоящего времени, 14 ответивших прописали желаемым открыть частное стоматологическое предприятие. В связи с чем, необходимо ввести в учебно-методический комплекс раздел «Основы лицензионного законодательства».
В сложившейся ситуации, перехода к инновационным методикам, основанным на высокотехнологических алгоритмах, логично исследование и разработка теоретико-методологических основ формирования и развитиясемантического пространства, структурной основой которого предстанет триединство «видеть - воспроизводить - применять».

 
 
 
Создание веб сайта DYS-Icast
Back to content | Back to main menu